На поро­ге хра­ма сле­ду­ет про­чи­тать «Молит­ву иду­ще­го в цер­ковь» или «Отче наш».

Вхо­ди в свя­той храм с духов­ной радо­стью. Помни, что Сам Спа­си­тель обе­щал тебя уте­шить в скор­би: «При­ди­те ко Мне все труж­да­ю­щи­е­ся и обре­ме­нен­ные, и Я успо­кою вас» (Мф. 11:28).

Все­гда вхо­ди сюда со сми­ре­ни­ем и кро­то­стью, что­бы и из хра­ма вый­ти оправ­дан­ным, как вышел сми­рен­ный еван­гель­ский мытарь.

Когда вхо­дишь в храм и видишь свя­тые ико­ны, думай о том, что Сам Гос­подь и все свя­тые смот­рят на тебя; будь в это вре­мя осо­бен­но бла­го­го­ве­ен и имей страх Божий.

При вхо­де в храм  муж­чи­на дол­жен снять голов­ной убор, а жен­щи­на, наобо­рот, долж­на быть с покры­той голо­вой.  Одеж­да долж­на быть скром­ной, несо­блаз­ни­тель­ной. Недо­пу­сти­мы спор­тив­ные костю­мы, шор­ты, жен­щи­нам – брю­ки. Не нуж­но исполь­зо­вать кос­ме­ти­ку, тем более, губ­ную пома­ду.

Хри­сти­а­нин все­гда дол­жен носить на себе натель­ный крест.

Вой­дя в свя­той храм, сотво­ри три пояс­ных покло­на, молясь: «Боже, очи­сти мя греш­но­го и поми­луй мя», «Пре­свя­тая Бого­ро­ди­це, спа­си мя греш­но­го», «Вси свя­тии, моли­те Бога о мне, греш­ном».

В свя­той храм все­гда при­хо­ди зара­нее, что­бы успеть до нача­ла бого­слу­же­ния поста­вить све­чи, зака­зать поми­но­ве­ние о здра­вии живых и упо­ко­е­нии усоп­ших, при­ло­жить­ся к ико­нам. Преж­де чем при­ло­жить­ся к иконе, при­ня­то поло­жить пред нею два пояс­ных покло­на с крест­ным зна­ме­ни­ем, а после цело­ва­ния — тре­тий поклон.

В пра­во­слав­ном хра­ме во вре­мя бого­слу­же­ния при­ня­то сто­ять. Сидеть мож­но толь­ко во вре­мя чте­ния кафизм (Псал­ти­ри) и паре­мий. В осталь­ное вре­мя раз­ре­ша­ет­ся сесть и отдох­нуть толь­ко в слу­ча­ях нездо­ро­вья. Впро­чем, хоро­шо ска­зал о немо­щи телес­ной свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский: «Луч­ше сидя думать о Боге, неже­ли стоя — о ногах».

Не мешая дру­гим, поста­рай­ся встать так, что­бы было слыш­но пение и чте­ние. Если это невоз­мож­но, встань на сво­бод­ное место и вни­ма­тель­но совер­шай внут­рен­нюю молит­ву. В хра­ме не любо­пыт­ствуй, не рас­смат­ри­вай моля­щих­ся, а сосре­до­то­чен­но вни­кай в бого­слу­же­ние, участ­вуя в общей молит­ве. Не воз­бра­ня­ет­ся поль­зо­вать­ся бого­слу­жеб­ны­ми сбор­ни­ка­ми, для того, что­бы сле­дить за бого­слу­же­ни­ем.

Во вре­мя служ­бы неже­ла­тель­но ходить по хра­му, ста­вить све­чи, ибо это меша­ет общей молит­ве. Неко­то­рые момен­ты служ­бы, тре­бу­ют осо­бо­го сосре­до­то­че­ния: во вре­мя Еван­ге­лия; шесто­псал­мия, пес­ни Бого­ро­ди­цы и Вели­ко­го Сла­во­сло­вия на Все­нощ­ной;  Херу­вим­ской пес­ни и Евха­ри­сти­че­ско­го кано­на на Литур­гии сле­ду­ет хра­нить бла­го­го­вей­ное мол­ча­ние и при­ла­гать осо­бое усер­дие к молит­ве.

Когда свя­щен­но­слу­жи­тель совер­ша­ет каж­де­ние хра­ма, нуж­но посто­ро­нить­ся, что­бы не мешать ему, и при каж­де­нии наро­да слег­ка накло­нить голо­ву. Кре­стить­ся в это вре­мя не сле­ду­ет. Скло­нять голо­ву при­ня­то и когда откры­ва­ют или закры­ва­ют Цар­ские Вра­та, когда свя­щен­ник воз­гла­ша­ет «Мир всем» или бла­го­слав­ля­ет народ Еван­ге­ли­ем. Во вре­мя освя­ще­ния Св. Даров (молит­ва «Тебе поем») нуж­но, если в хра­ме не очень люд­но, совер­шить зем­ной поклон. В празд­нич­ные и вос­крес­ные дни зем­ные покло­ны не поло­же­ны, не совер­ша­ют их и после при­ча­стия. В эти дни тво­ри пояс­ные покло­ны, каса­ясь рукой пола.

Кре­стить­ся и пре­кло­нять голо­ву нуж­но, когда свя­щен­но­слу­жи­те­ли осе­ня­ют кре­стом, Еван­ге­ли­ем, обра­зом или свя­той чашей. Во вре­мя осе­не­ния све­ча­ми, крест­ным зна­ме­ни­ем и кади­лом нуж­но толь­ко пре­кло­нять голо­ву.

Соглас­но цер­ков­но­му уста­ву, жен­щи­ны не могут посе­щать храм и при­ка­сать­ся к свя­ты­ням в опре­де­лен­ные дни.

В хра­мах запре­ще­но про­ве­де­ние фото- и видео­съе­мок. Раз­ре­ша­ют­ся они толь­ко после бла­го­слов­ле­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

Теле­фон луч­ше вооб­ще отклю­чить или хотя бы пере­ве­сти в без­звуч­ный режим.

При­учай детей ходить в Храм (Мф. 19:14), учи их молить­ся и вести себя в хра­ме бла­го­го­вей­но.

Бла­го­го­вей­но отно­сись к цер­ков­ной све­че: это сим­вол наше­го молит­вен­но­го горе­ния пред Гос­по­дом, Его Пре­чи­стой Мате­рью, свя­ты­ми угод­ни­ка­ми Божи­и­ми. Све­чи зажи­га­ют одну от дру­гой, горя­щей, и, опла­вив низ ее, ста­вят в гнез­до под­свеч­ни­ка. Ста­вить свеч­ку допус­ка­ет­ся любой рукой. Очень хоро­шо поста­вить первую све­чу перед глав­ной свя­ты­ней хра­ма. Если в день боль­шо­го празд­ни­ка слу­жи­тель уга­сит твою све­чу, что­бы поста­вить све­чу дру­го­го, не воз­му­щай­ся духом: твоя жерт­ва уже при­ня­та Все­ви­дя­щим и Все­зна­ю­щим Гос­по­дом.

Све­чи во здра­вие ста­вят в осо­бен­ные под­свеч­ни­ки, кото­рые рас­по­ла­га­ют­ся под обра­за­ми. Све­чи за упо­кой ста­вят­ся на спе­ци­аль­ном кано­ни­ке, узнать кото­рый лег­ко по квад­рат­ной фор­ме и нали­чию мало­го рас­пя­тия. Очень важ­но пом­нить о том, что ста­вить свеч­ку перед свя­ты­ней нуж­но с искрен­ней молит­вой. Если вы хоти­те поста­вить свеч­ку како­му-нибудь свя­то­му или помо­лить­ся ему, сле­ду­ет два раза пере­кре­стить­ся, пояс­но покло­нить­ся, поста­вить све­чу, еще раз пере­кре­стить­ся и совер­шить поклон. Если все места заня­ты, оставь­те свою све­чу рядом, цер­ков­но­слу­жи­те­ли сами поста­вят ее на осво­бо­див­ше­е­ся место.

Не осуж­дай неволь­ных оши­бок слу­жа­щих или при­сут­ству­ю­щих в хра­ме — полез­нее вни­кать в соб­ствен­ные недо­стат­ки и про­сить Гос­по­да о про­ще­нии сво­их гре­хов. Быва­ет, что во вре­мя бого­слу­же­ния кто-то на ваших гла­зах меша­ет при­хо­жа­нам сосре­до­то­чен­но молить­ся. Не раз­дра­жай­ся, нико­го не одер­ги­вай (если, конеч­но, не совер­ша­ет­ся явное хули­ган­ство и кощун­ство). Поста­рай­ся не обра­щать вни­ма­ния, а если по немо­щи не спра­вишь­ся с иску­ше­ни­ем, луч­ше отой­ди тихо в дру­гое место.

Глав­ное — это вза­им­ная любовь при­хо­жан и пони­ма­ние содер­жа­ния служ­бы. Если мы будем вхо­дить в храм Божий с бла­го­го­ве­ни­ем, если, стоя в церк­ви, будем думать, что нахо­дим­ся на небе­сах, то Гос­подь испол­нит все про­ше­ния наши.

До кон­ца Бого­слу­же­ния (отпу­ста — раз­ре­ше­ния свя­щен­ни­ка), без край­ней необ­хо­ди­мо­сти, не ухо­ди из хра­ма. Выхо­дя из хра­ма, сотво­ри три пояс­ных покло­на с крест­ным зна­ме­ни­ем.

После уча­стия в хра­мо­вом бого­слу­же­нии ста­рай­ся сохра­нить бла­го­го­вей­ное состо­я­ние и дома: будь учтив с роди­те­ля­ми, лас­ков с детьми. Сво­бод­ное вре­мя посвя­ти делам мило­сер­дия или чте­нию духов­ной лите­ра­ту­ры. Осо­бен­но это отно­сит­ся к тем, кто при­ча­стил­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн.